На входе в потускневшее метро сидело четверо бородатых мужчин в заношенной одежде. Группа грелась у огня и тихо переговаривалась — скорее, от томительной усталости, а не от нежелания говорить.
Выжившие скрывались от бури, бушующей на поверхности. Одиночка ворвался незаметно – вынырнул из люка, как грациозная пантера, подпрыгнул к остолбеневшей «публике». Пришелец выглядел ничуть не лучше других – уставший, грязный, в рваной одежде, однако это не мешало ему быть крайне опасным противником.
Предводитель группы выхватил нож. Может, у чужака окажется банка консервов и чистая вода? Наконец-то не придется обгладывать крыс на ужин. С ухмылкой и ехидностью в голосе бандит произнес: «Не свезло тебе сегодня, паря…». И именно в этот момент, когда нож уже скользил по воздуху, у незнакомца в руках появился мачете; точный удар — и бродягу уже не спасти. Трое других, хоть и оставались в замешательстве, ножи похватать успели, однако по метро прокатился гулкий звук пистолетного выстрела.
Двое уцелевших осознали безысходность своего положения и бросились на колени, моля о милосердии, но вместо этого получили рукоятью пистолета по затылку и слегли без сознания. Незнакомец осмотрел поле только что состоявшейся схватки – парочка зажаренных крыс и недопитая газировка. Таким мрачным и предстает «I Am Alive»от начала и до самого конца.
Слово «постапокалипсис» в головах геймеров чаще всего вызывает картины в духе «Fallout». Радиоактивные пустоши, иссохшие от палящего солнца, уродливые мутанты, не упускающие из вида ни одного живого организма, общины и маленькие поселения выживших, ожидающих хоть какого-то подкрепления или хотя бы еды.
При этом люди пользуются плодами технологического развития – лазерное и плазменное оружие, роботы и сложные сканеры; однако в целом все общество в развитии отброшено на сотни, тысячи лет. Кино и литература трактует конец человечества более реалистично — вроде того, что происходило в фильме «Дорога»; именно к этому образу и обратились разработчики «I Am Alive».
Что случилось с миром вокруг, никто не знает: просто в один «прекрасный» момент Землю потрясло сумасшедшей силы землетрясение и цунами. Пыль, восходящая клубами от разрушенных зданий, паника, раненые, эпидемия, антисанитария достались в удел людям, пережившим катастрофу. Оставшиеся в живых «счастливчики» называют произошедшее «событием» и не очень хотят вспоминать подробности. Вода и еда неумолимо заканчиваются, а лекарств вообще не найти; мародеры готовы разорвать любого встречного ради консервов, а некоторые рады и человеческому мясу.
Главный герой встретил армагеддон в деловой поездке; позже его переживания выльются в емкую фразу, записанную на камеру: «Туда я добирался какие-то два часа, обратно путешествую уже год». Добравшись до родного города и полуразрушенного дома, он выяснил, что жены и дочки нет, осталась лишь записка, где сказано, что они «отправились искать безопасное место». В поисках своих родных герой обойдет весь город, перевернет вверх дном каждое здание и столкнется с самыми разными представителями «выживших».
В качестве «врага» в данном случае выступает окружение – разрушенные здания, которые не обойти и не перепрыгнуть. Приходится постоянно искать альтернативные пути, лазать по пожарным лестницам, трубам, карнизам и балконам. Внешне игра хоть и напоминает лихой боевик, но на деле оказывается настоящим симулятором выживания – подъем на крышу «съест» весь запас здоровья главного героя, так что лететь вниз придется отчаянно и долго. Пополнить выносливость можно с помощью газировки или мяса, которые еще нужно поискать по пустынному городу. Разумеется, обходные пути существуют практически всегда, но там либо каннибалы ждут свежего мяса, либо бродяги, готовые застрелить ради воды и еды всякого встречного. Бывают еще и адекватные выжившие, готовые поделится едой ради лекарств. Помогать в подобных ситуациях надо – персонажи награждают дополнительными контрольными точками, а это приятно.
В итоге, из «I Am Alive» получился неоднозначный проект – графика, отставшая на несколько лет, серая модель окружения, «кривоватое» управление и высокая сложность, из-за которой многие отказывались играть дальше. Но это все становится не столь важным, когда продолжаешь управлять человеком в опустевшем мире, полном безнадежности. Пистолет без патронов, недоеденная тушенка и половина бутылки воды – бродяга не спасает мир, не борется с эпидемией, не грозится излечить больных, а хочет просто остаться в живых еще несколько дней. Подобное остается в сердце надолго.